Перейти к содержимому

Welcome to АгроФорум - форум фермеров Беларуси
Register now to gain access to all of our features. Once registered and logged in, you will be able to create topics, post replies to existing threads, give reputation to your fellow members, get your own private messenger, post status updates, manage your profile and so much more. This message will be removed once you have signed in.
Login to Account Create an Account
Фотография

Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1
Сергей Шошин

Сергей Шошин

    Руководитель и владелец проекта

  • МодераторыS
  • 3 465 сообщений
  • ГородСтудёнка,Смолевичский район,Минская обл.
Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы

 

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

11 марта 2016 г. № 196

О Государственной программе развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. №585

В целях создания условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы (далее – Государственная программа).

2. Для целей настоящего постановления используются термины и их определения в значениях, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. № 347 «О государственной аграрной политике» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2014, 1/15160).

3. Определить:

3.1. заказчиком – координатором Государственной программы – Министерство сельского хозяйства и продовольствия;

3.2. заказчиками Государственной программы – Министерство сельского хозяйства и продовольствия, облисполкомы, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром», Управление делами Президента Республики Беларусь, Национальную академию наук Беларуси, Государственный комитет по имуществу, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности;

3.3. заказчиками мероприятий в сфере информатизации подпрограммы 6 «Техническое переоснащение и информатизация агропромышленного комплекса» Государственной программы в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2014 г. № 612 «Об осуществлении государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.12.2014, 1/15503) – Министерство сельского хозяйства и продовольствия, облисполкомы, а также государственные юридические лица (в том числе учреждения образования), подчиненные названному Министерству, и хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь, обладая акциями (долями в уставных фондах), переданными в управление Министерству сельского хозяйства и продовольствия, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами.

4. Заказчикам Государственной программы представлять в Министерство сельского хозяйства и продовольствия ежегодно, начиная с 2017 года, отчет о ходе реализации Государственной программы в порядке, установленном законодательством.

5. Министерству сельского хозяйства и продовольствия ежегодно определять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции:

5.1. размер удешевления стоимости единицы льняного волокна, поставляемого (закупаемого) для государственных нужд, исходя из установленных в соответствии с законодательством объемов льняного волокна, подлежащего поставке (закупке) для государственных нужд;

5.2. размер удешевления части стоимости оригинальных и элитных семян зерновых, зернобобовых, технических и кормовых сельскохозяйственных растений, произведенных и реализованных научными организациями Национальной академии наук Беларуси, осуществляющими научные исследования в области аграрных наук, семян элиты, произведенных и реализованных организациями, осуществляющими деятельность по производству семян элиты сельскохозяйственных растений, части стоимости оригинальных и элитных семян картофеля, пробирочных растений картофеля, овощных, плодовых и ягодных сельскохозяйственных растений, а также перечень сельскохозяйственных растений, часть стоимости которых подлежит удешевлению;

5.3. объем финансирования мероприятий по установлению границ земельных участков, предоставленных для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств, оформлению документов, удостоверяющих права на земельные участки, первичному обустройству крестьянских (фермерских) хозяйств (строительство дорог, линий электропередачи, объектов водо- и газоснабжения, телефонной связи и иных объектов), а также по мелиорации земель в размере 50 процентов от годовой суммы финансирования, исчисленном пропорционально:

  • количеству зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств на территории области на 1 января года, предшествующего календарному году;

  • площади сельскохозяйственных земель, находящихся в землепользовании крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных на территории области на 1 января года, предшествующего календарному году;

5.4. виды сельскохозяйственной продукции для оказания государственной поддержки в виде надбавок к закупочным ценам и размер надбавок по видам сельскохозяйственной продукции, закупаемой у населения.

Средства республиканского бюджета направляются на выплату надбавок к закупочным ценам на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую у населения, в том числе на погашение задолженности по выплате надбавок к закупочным ценам на сельскохозяйственную продукцию, закупленную у населения в декабре 2015 г. и закупаемую в последующие годы в рамках реализации Государственной программы;

5.5. размер удешевления стоимости:

  • племенной продукции (материала) на содержание селекционных стад и сохранение генофонда;

  • выращивания и реализации племенной продукции (материала);

  • закупки племенной продукции (материала), включая закупки по импорту, и иных работ в области племенного дела в животноводстве.

6. Предложить банкам и открытому акционерному обществу «Банк развития Республики Беларусь» осуществлять в 2016–2018 годах директивное (льготное) кредитование субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства, в белорусских рублях и иностранной валюте в соответствии с ежегодно принимаемыми правовыми актами, определяющими максимальные объемы (лимиты) предоставления директивных (льготных) кредитов банками и открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь», для реализации мероприятий Государственной программы и ее подпрограмм.

Перечень субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства, для директивного (льготного) кредитования будет определяться в соответствии с ежегодно принимаемыми правовыми актами, указанными в части первой настоящего пункта, или на основании решений облисполкомов по согласованию с кредитующими банками.

Кредиты, указанные в части первой настоящего пункта, предоставляются банками и открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» (за счет средств, привлеченных по рыночной ставке, в том числе путем выпуска облигаций с их размещением на рыночных условиях) с уплатой процентов за пользование кредитами:

  • в белорусских рублях – в размере ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной не более чем на 3 процентных пункта, уменьшенном на размер компенсации в соответствии с частью четвертой настоящего пункта;

  • в иностранной валюте:

в размере не более 21 процента годовых, уменьшенном на размер компенсации в соответствии с частью четвертой настоящего пункта, – по кредитам, выданным в российских рублях;

в размере не более 12 процентов годовых, уменьшенном на размер компенсации в соответствии с частью четвертой настоящего пункта, – по кредитам, выданным в долларах США и (или) евро.

Компенсировать банкам и открытому акционерному обществу «Банк развития Республики Беларусь» (по кредитам, выдаваемым за счет средств, привлеченных по рыночной ставке, в том числе путем выпуска облигаций с их размещением на рыночных условиях) в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на прочие вопросы в области сельского хозяйства на соответствующий финансовый год, за исключением 2016 года, потери по кредитам, предоставленным в соответствии с частью первой настоящего пункта для строительства, реконструкции, капитального ремонта, модернизации и технического переоснащения производственных объектов агропромышленного комплекса в рамках подпрограмм Государственной программы согласно приложению, в течение срока начисления процентов за пользование этими кредитами.

В 2016 году компенсация банкам и открытому акционерному обществу «Банк развития Республики Беларусь» (по кредитам, выдаваемым за счет средств, привлеченных по рыночной ставке, в том числе путем выпуска облигаций с их размещением на рыночных условиях) потерь по кредитам, выданным в белорусских рублях, осуществляется в размере, указанном в приложении к настоящему постановлению, уменьшенном на 2 процентных пункта.

Компенсация банкам и открытому акционерному обществу «Банк развития Республики Беларусь» (по кредитам, выдаваемым за счет средств, привлеченных по рыночной ставке, в том числе путем выпуска облигаций с их размещением на рыночных условиях) потерь по кредитам, выданным в иностранной валюте, осуществляется в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка, действующему на дату компенсации процентов.

7. Компенсация потерь банкам по кредитам, выдаваемым субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, на осуществление текущей деятельности, может производиться в соответствии с принимаемыми решениями Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов в размерах, определяемых такими решениями.

8. Министерству финансов, Министерству сельского хозяйства и продовольствия и облисполкомам при разработке проектов республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год предусматривать в установленном порядке средства на финансирование мероприятий Государственной программы и ее подпрограмм, а также на компенсацию банкам и открытому акционерному обществу «Банк развития Республики Беларусь» потерь по кредитам, предоставленным в соответствии с пунктом 6 настоящего постановления.

9. В постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 585 «Об утверждении Государственной программы развития селекции и семеноводства зерновых, зернобобовых, технических и кормовых сельскохозяйственных растений на 2014–2020 годы и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 ноября 2013 г. № 961» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.06.2014, 5/39017; 19.12.2014, 5/39851; 23.05.2015, 5/40560; 02.12.2015, 5/41343):

пункты 1–6 и 8 исключить;

Государственную программу развития селекции и семеноводства зерновых, зернобобовых, технических и кормовых сельскохозяйственных растений на 2014–2020 годы, утвержденную этим постановлением, признать утратившей силу.

10. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования. При этом пункты 1–8 настоящего постановления распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2016 г.

Премьер-министр Республики Беларусь 

А.Кобяков

 


ПЕРЕЧЕНЬ
подпрограмм Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы, в рамках которых осуществляется компенсация банкам и открытому акционерному обществу «Банк развития Республики Беларусь» (по кредитам, выдаваемым за счет средств, привлеченных по рыночной ставке, в том числе путем выпуска облигаций с их размещением на рыночных условиях) потерь по кредитам, предоставленным для строительства, реконструкции, капитального ремонта, модернизации и технического переоснащения производственных объектов агропромышленного комплекса

Наименование подпрограмм

Размер компенсации потерь банкам и открытому акционерному обществу «Банк развития Республики Беларусь» по кредитам, предоставленным

в белорусских рублях

в иностранной валюте

1. Подпрограмма 1 «Развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»

ставка рефинансирования Национального банка, действующая (с учетом ее изменения) в соответствующем периоде начисления процентов

ставка по кредиту, но не более 12 процентов годовых по обязательствам в долларах США и (или) евро и не более 21 процента годовых по обязательствам в российских рублях

2. Подпрограмма 2 «Развитие селекции и семеноводства»

половина ставки рефинансирования Национального банка, действующей (с учетом ее изменения) в соответствующем периоде начисления процентов

половина ставки по кредиту, но не более 6 процентов годовых по обязательствам в долларах США и (или) евро и не более 10,5 процента годовых по обязательствам в российских рублях 

3. Подпрограмма 3 «Развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» в части:

 

 

строительства, реконструкции и модернизации молочнотоварных ферм

ставка рефинансирования Национального банка, действующая (с учетом ее изменения) в соответствующем периоде начисления процентов

ставка по кредиту, но не более 12 процентов годовых по обязательствам в долларах США и (или) евро и не более 21 процента годовых по обязательствам в российских рублях

строительства, реконструкции и модернизации животноводческих (за исключением молочнотоварных ферм), птицеводческих, звероводческих и кролиководческих объектов 

половина ставки рефинансирования Национального банка, действующей (с учетом ее изменения) в соответствующем периоде начисления процентов

половина ставки по кредиту, но не более 6 процентов годовых по обязательствам в долларах США и (или) евро и не более 10,5 процента годовых по обязательствам в российских рублях

технического переоснащения организаций, осуществляющих переработку молока и производство молочных продуктов

»

»

технического переоснащения организаций, осуществляющих переработку и консервирование мяса, производство мясной и мясосодержащей продукции

»

»

4. Подпрограмма 5 «Развитие рыбохозяйственной деятельности»

ставка рефинансирования Национального банка, действующая (с учетом ее изменения) в соответствующем периоде начисления процентов

ставка по кредиту, но не более 12 процентов годовых по обязательствам в долларах США и (или) евро и не более 21 процента годовых по обязательствам в российских рублях

5. Подпрограмма 11 «Создание и развитие производств по переработке местных видов сырья и вторичных продуктов пищевой промышленности»

половина ставки рефинансирования Национального банка, действующей (с учетом ее изменения) в соответствующем периоде начисления процентов

половина ставки по кредиту, но не более 6 процентов годовых по обязательствам в долларах США и (или) евро и не более 10,5 процента годовых по обязательствам в российских рублях

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы

РАЗДЕЛ I
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА 2016–2020 ГОДЫ

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы (далее – Государственная программа) разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 года «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., № 20, ст. 222) в целях повышения экономической эффективности работы агропромышленного комплекса*, качества и конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, а также формирования рыночных основ хозяйствования в агропромышленном производстве.

______________________________

* Для целей Государственной программы под агропромышленным комплексом понимается совокупность видов деятельности, включающих растениеводство и животноводство и предоставление услуг в этих областях, деятельность по благоустройству и обслуживанию ландшафтных территорий в части услуг по мелиорации, деятельность по осушению сельскохозяйственных участков, строительству оросительных систем (каналов), гидротехнических сооружений, дамб и плотин, осуществлению дноочистительных, дноуглубительных и прочих гидротехнических работ, осуществляемых для нужд сельского хозяйства, деятельность по эксплуатации оросительных систем и оборудования, рыболовство и рыбоводство, производство продуктов питания, напитков и табачных изделий, подготовку и прядение льняного волокна, ветеринарную деятельность, оптовую торговлю торфом, удобрениями, агрохимическими продуктами, ветеринарными средствами, техникой и оборудованием для сельского хозяйства, ремонт сельскохозяйственных тракторов, машин и оборудования для сельского хозяйства, информационные технологии и деятельность в области информационного обслуживания агропромышленного комплекса, консультационные услуги в области сельского хозяйства, финансовый лизинг в области агропромышленного комплекса, деятельность в области сбора дикорастущей недревесной продукции, а также деятельность в сфере образования и научных разработок в области агропромышленного комплекса, исследования, испытания в области гигиены питания, включая ветеринарный контроль и контроль за производством продуктов питания.

Реализация Государственной программы направлена на достижение в течение 2016–2020 годов приоритетов социально-экономического развития в области эффективных инвестиций и ускоренного развития инновационных секторов экономики.

Заказчиком – координатором Государственной программы является Министерство сельского хозяйства и продовольствия.

Государственная программа включает в себя следующие подпрограммы:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Управление делами Президента Республики Беларусь и облисполкомы – в сфере технического переоснащения агропромышленного комплекса;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия, облисполкомы, а также государственные юридические лица (в том числе учреждения образования), подчиненные названному Министерству, и хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь, обладая акциями (долями в уставных фондах), переданными в управление Министерству сельского хозяйства и продовольствия, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, – в сфере информатизации;

ГЛАВА 2
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕРОПРИЯТИЯ, СВОДНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЕЕ ПОДПРОГРАММ

Целями Государственной программы являются повышение эффективности сельскохозяйственного производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, а также повышение их конкурентоспособности, обеспечение внутреннего рынка страны отечественной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в необходимых объемах и надлежащего качества на основе формирования рыночных механизмов хозяйствования и развития аграрного бизнеса.

Для достижения намеченных целей предполагается решение следующих задач:

  • повышение производительности труда в сельском хозяйстве;

  • увеличение объемов экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания;

  • достижение объемов и структуры производства продукции растениеводства и животноводства, позволяющих сбалансировать спрос и предложение по важнейшим видам продукции;

  • увеличение численности поголовья коров молочных и специализированных мясных пород селекционных стад, чистопородных свиноматок, овцематок в племенных хозяйствах;

  • обеспечение производства прудовой и озерно-речной рыбы, а также ценных видов рыб;

  • совершенствование структуры машинно-тракторного парка сельскохозяйственных организаций;

  • защита от наводнений и паводков населенных пунктов и сельскохозяйственных земель в наиболее паводкоопасных районах Полесского региона;

  • повышение продуктивности мелиорированных сельскохозяйственных земель, создание и поддержание оптимального для сельскохозяйственных растений водного режима почв за счет реализации мелиоративных мероприятий;

  • улучшение финансового состояния организаций, осуществляющих производство продукции сельского хозяйства;

  • обеспечение увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах;

  • развитие и повышение эффективности производства продуктов питания, напитков и табачных изделий.

В рамках решения названных задач планируются достижение сводных целевых показателей Государственной программы и целевых показателей ее подпрограмм на 2016–2020 годы согласно приложению 1, а также реализация мероприятий Государственной программы на 2016–2020 годы согласно приложению 2.

ГЛАВА 3
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

В 2016–2020 годах финансирование мероприятий Государственной программы и ее подпрограмм согласно приложению 3составит 2 209 901,3 млрд. рублей, в том числе:

  • 51 993,4 млрд. рублей – средства республиканского бюджета;

  • 40 283 млрд. рублей – средства местных бюджетов, включая субвенции на финансирование расходов на развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности;

  • 20 млрд. рублей – средства республиканского централизованного инновационного фонда;

  • 61,3 млрд. рублей – средства инвестиционного фонда Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром»;

  • 120 642,6 млрд. рублей – кредитные ресурсы, из них льготные кредиты – 30 448,5 млрд. рублей и иностранные кредитные линии – 502,1 млрд. рублей;

  • 1 996 901 млрд. рублей – собственные средства субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства.

Кроме того, на финансирование мероприятий Государственной программы и ее подпрограмм планируется направить средства из других источников, не запрещенных законодательством.

Объемы финансирования мероприятий Государственной программы и ее подпрограмм ежегодно определяются Правительством Республики Беларусь и местными Советами депутатов при формировании проектов республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год с учетом индексов изменения цен и тарифов на товары (работы, услуги) и могут корректироваться при уточнении показателей республиканского и местных бюджетов в установленном законодательством порядке.

Мероприятия Государственной программы и ее подпрограмм, подлежащие финансированию, и объемы их финансирования ежегодно определяются:

  • за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность, и льготных кредитов банков и открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» – постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. Детализация мероприятий Государственной программы и ее подпрограмм и размеры их финансирования за счет средств республиканского бюджета могут определяться Министерством сельского хозяйства и продовольствия;

  • за счет средств местных бюджетов – решениями местных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия.

Финансирование за счет средств республиканского бюджета мероприятий Государственной программы и ее подпрограмм, основание финансирования по которым отсутствует в принятых законах Республики Беларусь, решениях Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, не допускается.

Исполнителями мероприятий Государственной программы и ее подпрограмм ежегодно представляется заказчикам Государственной программы отчет о направлении средств, предоставленных для реализации Государственной программы (в разрезе всех источников финансирования, включая собственные средства субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства). Заказчиками Государственной программы представляется сводный отчет о направлении средств на реализацию Государственной программы (в разрезе всех источников финансирования) заказчику – координатору Государственной программы.

ГЛАВА 4
ОСНОВНЫЕ РИСКИ, МЕХАНИЗМЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ И МЕРЫ ПО ИХ МИНИМИЗАЦИИ

К основным рискам, которые могут оказать негативное влияние на достижение целей и решение задач Государственной программы, относятся:

  • природно-климатические риски, обусловленные биологической природой используемых в сельском хозяйстве ресурсов и расположением Республики Беларусь в зоне рискованного земледелия, что способно привести к сокращению объемов производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, снижению эффективности хозяйствования субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства, а также к увеличению объемов импорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания;

  • торгово-экономические риски, предусматривающие ценовые колебания на внутреннем агропродовольственном рынке, структурные изменения потребительских предпочтений, ограниченность каналов сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, что может явиться причиной снижения финансовой устойчивости организаций, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства;

  • макроэкономические риски, причиной которых являются мировая финансовая нестабильность, снижение темпов роста экономики Республики Беларусь и уровня инвестиционной активности, высокий уровень инфляции, девальвация и деноминация национальной валюты, рост тарифов и цен на энергоресурсы, оборудование, минеральные удобрения, корма и другие материально-технические средства, что может оказать негативное влияние на возможность финансирования мероприятий Государственной программы и ее подпрограмм из различных источников в запланированных объемах, а также на ценовую конкурентоспособность отечественной сельскохозяйственной продукции и продуктов питания;

  • внешнеторговые риски, проявляющиеся в неблагоприятном изменении конъюнктуры мирового агропродовольственного рынка (обострение конкуренции, ценовые колебания) и способные затруднить достижение намеченных показателей по экспорту сельскохозяйственных и продовольственных товаров, а также связанные с возможным изменением торгово-политического режима и таможенной политики Республики Беларусь в связи с членством в Евразийском экономическом союзе и планируемым вступлением во Всемирную торговую организацию;

  • операционные риски, связанные с невозможностью управления расходованием средств в рамках реализации Государственной программы из внебюджетных источников и республиканского бюджета;

  • социальные риски, обусловленные снижением уровня доходов населения, усилением социальной непривлекательности условий проживания в сельской местности, увеличением разрыва между уровнем жизни в городе и на селе.

Недостаток собственных оборотных средств сельскохозяйственных организаций, а также средств из других источников (бюджетные средства, льготные кредиты) для приобретения организациями, осуществляющими деятельность в области сельского хозяйства, минеральных удобрений, средств защиты растений, горюче-смазочных материалов и других ресурсов, а также отсутствие финансовых средств для модернизации агропромышленного комплекса могут негативно отразиться на соблюдении технологических регламентов производства сельскохозяйственной продукции и привести к снижению урожайности сельскохозяйственных растений, продуктивности сельскохозяйственных животных и птицы. В результате к 2020 году риск недобора продукции растениеводства и животноводства оценивается в размере около 20 и 40 процентов соответственно от уровня производства, достигнутого в 2015 году.

Управление рисками при реализации мероприятий Государственной программы и ее подпрограмм будет осуществляться на основе проведения ежегодного мониторинга и оценки результатов реализации мероприятий Государственной программы и ее подпрограмм, выработки прогнозов и рекомендаций в сфере управления и регулирования агропромышленного комплекса.

В целях минимизации рисков предусматривается принятие мер по:

  • максимально равномерному распределению финансовых средств по этапам реализации мероприятий Государственной программы и ее подпрограмм;

  • ежегодному уточнению объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Государственной программы и ее подпрограмм;

  • осуществлению в рамках реализации Государственной программы мониторинга ситуации на мировом агропродовольственном рынке и рынке государств – членов Евразийского экономического союза;

  • разработке методов стимулирования агропромышленного комплекса, согласующихся с методами, признанными в рамках соглашений Всемирной торговой организации и Евразийского экономического союза, развитию межгосударственного и государственно-частного партнерства.

ГЛАВА 5
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Реализация Государственной программы будет способствовать:

  • созданию условий для развития бизнеса в агропромышленном комплексе;

  • структурным преобразованиям в сельском хозяйстве, реформированию убыточных и неплатежеспособных организаций, осуществляющих деятельность в области сельского хозяйства, а также их финансовому оздоровлению;

  • укреплению производственно-технического и трудового потенциала агропромышленного комплекса;

  • повышению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на мировом агропродовольственном рынке, насыщению ими внутреннего рынка страны в объеме и качестве, необходимых для удовлетворения потребностей граждан;

  • увеличению к 2020 году объемов поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия на экспорт в стоимостном выражении до 6,2 млрд. долларов США;

  • росту производительности труда в сельском хозяйстве в 1,4 раза к уровню 2015 года и повышению доходности субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства.

ПОДПРОГРАММА 4 
«РАЗВИТИЕ ПЛЕМЕННОГО ДЕЛА В ЖИВОТНОВОДСТВЕ»

ГЛАВА 19
ХАРАКТЕРИСТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ ПОДПРОГРАММЫ

Настоящая подпрограмма включает в себя основные направления развития в племенном молочном и специализированном мясном скотоводстве, племенном свиноводстве и птицеводстве, племенном коневодстве и овцеводстве (козоводстве), племенном пушно-меховом животноводстве и звероводстве, племенном рыбоводстве и пчеловодстве.

Племенной работой в племенном животноводстве в Республике Беларусь в настоящее время занимаются 56 племенных хозяйств по молочному скотоводству, 29 – по специализированному мясному скотоводству, 14 – по племенному свиноводству, 19 – по коневодству, 11 – по птицеводству, 10 – по пушно-меховому животноводству и звероводству, 14 – по овцеводству и козоводству, 8 – по рыбоводству и 5 – по племенному пчеловодству.

Имеются 8 субъектов племенного животноводства, осуществляющих деятельность по учету продуктивности племенных животных, племенных стад, оценке фенотипических и генотипических признаков племенных животных, 7 селекционно-генетических центров по разведению племенных животных, производству племенной продукции (материала) в целях воспроизводства поголовья и искусственного осеменения сельскохозяйственных животных.

Главной целью всех субъектов племенного животноводства является проведение селекционной работы по созданию, сохранению и совершенствованию генетического разнообразия сельскохозяйственных животных, производству и использованию племенной продукции (материала) для повышения генетического потенциала данных животных.

Субъектами племенного животноводства ежегодно производятся и используются в товарном производстве около 6 млн. доз племенной продукции быков-производителей и 860 тыс. доз племенной продукции хряков-производителей, 435 тыс. голов ремонтного молодняка крупного рогатого скота, 235 тыс. голов молодняка свиней, более 18 млн. голов прародительского, родительского и гибридного молодняка птицы и другой племенной продукции (материала).

Благодаря углубленной племенной работе племенных хозяйств создан генетический потенциал, способствующий:

  • получению в молочном скотоводстве 8–9 тыс. килограммов молока от одной коровы в год, суточных привесов крупного рогатого скота в специализированном мясном скотоводстве – до одного килограмма, свиней – до 750 граммов, цыплят-бройлеров – 60–63 грамма;

  • достижению яйценоскости одной несушки до 320 штук яиц в год.

Средняя продуктивность матерей быков-производителей, используемых в искусственном осеменении маточного поголовья, составляет по республике 11 340 килограммов в год, содержание жира – 4,04 процента и белка – 3,1 процента. Суточные привесы быков-производителей специализированных мясных пород на элеверах и племенных предприятиях составляют 1200–1500 граммов, хряков-производителей, используемых на станциях искусственного осеменения свиней, – более одного килограмма.

В результате реализации Республиканской программы по племенному делу в животноводстве на 2007–2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 2006 г. № 1694 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 1, 5/24402), и Республиканской программы по племенному делу в животноводстве на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1917 «О Республиканской программе по племенному делу в животноводстве на 2011–2015 годы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 4, 5/33102), созданы селекционные стада в племенном молочном, специализированном мясном скотоводстве, племенном свиноводстве, птицеводстве, коневодстве, овцеводстве, козоводстве, рыбоводстве, пчеловодстве. Ежегодно племенными хозяйствами на элеверы республики реализуется 800–900 ремонтных быков, 600–700 быков ставится на оценку по качеству потомства, снимается с оценки и используется в крупномасштабной селекции 125–150 быков-производителей новых генераций, имеющих племенную (генетическую) ценность не менее 100 единиц и гарантированно передающих племенные и продуктивные качества потомкам.

ГЛАВА 20
ЦЕЛЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ, ЗАДАЧА И МЕРОПРИЯТИЯ НАСТОЯЩЕЙ ПОДПРОГРАММЫ

Целевой показатель настоящей подпрограммы – темп роста численности коров молочных и специализированных мясных пород селекционных стад, чистопородных свиноматок и овцематок в племенных хозяйствах.

В рамках достижения данного целевого показателя необходимо решить задачу по увеличению к концу 2020 года численности поголовья коров молочных и специализированных мясных пород селекционных стад, чистопородных свиноматок и овцематок в племенных хозяйствах.

В рамках решения этой задачи предусматривается реализация мероприятий согласно приложению 8. Кроме того, в ходе выполнения настоящей подпрограммы в области племенного молочного скотоводства планируются:

  • увеличение в племенных хозяйствах численности коров селекционного стада до 13,2 тыс. голов;

  • получение от коров селекционного стада и реализация на элеверы оцененных по генотипу ремонтных бычков в количестве 800 голов или геномно-оцененных ремонтных бычков в количестве 400 голов (при реализации системы оценки племенной (генетической) ценности с применением геномного анализа);

  • увеличение объемов производства и реализации спермы быков-производителей до 6 млн. доз.

В области племенного мясного скотоводства основными мероприятиями являются:

  • увеличение в племенных хозяйствах численности специализированных мясных коров селекционного стада до 12,5 тыс. голов;

  • реализация на элеверы не менее 100 голов ремонтных бычков;

  • обеспечение выращивания и реализации 400 голов племенных телок специализированных мясных пород;

  • увеличение численности чистопородных и помесных коров специализированных мясных пород до 30 тыс. голов.

В области племенного свиноводства будет осуществляться реализация мероприятий по:

  • увеличению чистопородного поголовья свиноматок в племенных хозяйствах до 13 720 голов, из них в генофондных хозяйствах по сохранению черно-пестрой породы – 1070 голов, по сохранению белорусской мясной породы – 450 голов;

  • обеспечению ежегодного укомплектования станций по искусственному осеменению свиней хряками-производителями новых генераций отечественной и импортной селекции с высоким генетическим потенциалом в количестве не менее 400 голов;

  • увеличению объемов производства и реализации свиноводческим организациям до 1 млн. доз спермы хряков-производителей и до 10 тыс. голов племенного молодняка свиней.

  • В области племенного птицеводства предусматриваются мероприятия по:

  • ежегодной закупке прародительских форм птицы мясной продуктивности в количестве 60–65 тыс. суточных цыплят, родительских форм птицы яичной продуктивности – 160–220 тыс. суточных цыплят, родительских форм утки, индейки и гусей – 5–6 тыс. суточных цыплят;

  • увеличению объемов производства племенной продукции (материала) и ежегодной ее реализации на внутреннем рынке страны для птицефабрик республики в бройлерном птицеводстве – не менее 2 млн. голов суточных цыплят родительских форм, в яичном птицеводстве – не менее 20 млн. голов суточных цыплят финального гибрида.

В области племенного коневодства планируется реализация следующих мероприятий:

  • увеличение численности племенного поголовья лошадей в племенных хозяйствах до 2280 голов;

  • сохранение в генофондных хозяйствах поголовья племенных лошадей полесской популяции на уровне 25 голов, породы русский тяжеловоз – 100 голов, русской рысистой породы – 25 голов;

  • обеспечение реализации до 200 голов племенного молодняка лошадей.

В рамках реализации мероприятий в области племенного овцеводства и козоводства планируются:

  • увеличение в племенных хозяйствах численности племенных овцематок до 5 тыс. голов;

  • обеспечение реализации не менее 600 чистопородных племенных баранчиков и 2 тыс. племенных ярочек;

  • увеличение в племенных хозяйствах численности племенных козоматок до 500 голов.

В области племенного пушно-мехового животноводства и звероводства предусматривается реализация мероприятий по:

  • получению 910 тыс. голов приплода клеточных пушных животных и зверей, из них 900 тыс. голов норки;

  • обеспечению реализации не менее 20 тыс. голов ремонтного молодняка пушных животных и зверей.

В области племенного рыбоводства предусматривается увеличение доли поликультуры до 25 процентов в прудовом рыбоводстве, объемов производства личинки растительноядных рыб – до 40–45 млн. штук и карповых – до 150 млн. штук.

В области племенного пчеловодства будет осуществляться реализация мероприятий по обеспечению:

  • увеличения численности племенных пчелосемей до 2,5 тыс. штук;

  • реализации племенных плодных пчеломаток в количестве не менее 3 тыс. штук.

Мероприятиями настоящей подпрограммы предусматриваются достижение генетического потенциала в молочном скотоводстве 11,5 тыс. килограммов молока от одной коровы в год, среднесуточных привесов в мясном скотоводстве – до 1500 граммов, свиноводстве – до 900 граммов, овцеводстве – до 400 граммов, бройлерном птицеводстве – до 64 граммов, повышение яйценоскости в яичном птицеводстве – до 330 яиц в год на одну несушку, использование в воспроизводстве поголовья численности ремонтных телок до 450 тыс. голов, получение на 100 голов маточного поголовья крупного рогатого скота молочных пород до 90 телят, на 100 свиноматок в общественном секторе – до 2,2 тыс. поросят за счет:

  • организации племенной работы в соответствии с современными требованиями в целях удовлетворения потребности отечественных организаций, осуществляющих деятельность в области сельского хозяйства, в племенной продукции (материале);

  • стимулирования селекционной работы по сохранению и совершенствованию племенных и продуктивных качеств разводимых пород (кроссов, линий);

  • сохранения поголовья и рационального использования генофондных пород сельскохозяйственных животных, генофонда исходных линий в яичном птицеводстве, достижения породного разнообразия при разведении перепелов и цесарок, пушно-меховых животных и зверей, рыб и пчел;

  • создания условий для увеличения объемов производства и реализации высококачественной племенной продукции (материала), отвечающей требованиям мирового рынка;

  • исследования племенных животных на наличие генетических заболеваний и аномалий;

  • использования лучших по генетическим параметрам коров для получения ремонтных бычков;

  • целенаправленного подбора лучших по племенной (генетической) ценности быков-производителей, включая быков-производителей, оцененных на основании геномного анализа, отечественной и импортной селекции различных генеалогических линий для получения в племенных хозяйствах последующего поколения племенных быков;

  • использования в крупномасштабной селекции лучших по племенной (генетической) ценности быков-производителей отечественной селекции различных генеалогических линий с индексом общей племенной ценности 102 единицы и более и импортной селекции новых генераций;

  • использования высокоценных быков-производителей, оцененных на основании геномного анализа;

  • материально-технического переоснащения в области племенного дела субъектов племенного животноводства, включая приобретение приборов и оборудования, материалов (реагентов) и комплектующих к оборудованию;

  • проведения работ по трансплантации эмбрионов, обучению специалистов технологическим процессам для получения эмбрионов и пересадки их реципиентам;

  • определения качественных показателей молока для целей селекции в племенном молочном скотоводстве;

  • перевода на технологию мясного скотоводства низкопродуктивных коров молочных пород и задействования их в искусственном осеменении спермой быков-производителей специализированных мясных пород;

  • продолжения работы с племенной птицей прародительских форм мясной продуктивности в филиале «Племптицерепродуктор «Бройлер» открытого акционерного общества «Агрокомбинат «Дзержинский» в целях полного обеспечения репродукторных птицеводческих хозяйств родительскими формами отечественного производства;

  • обеспечения репродукторных птицеводческих хозяйств родительскими формами яичных кроссов отечественного и импортного производства;

  • использования в племенных хозяйствах жеребцов-производителей новых генераций отечественной и импортной селекции с высокими показателями племенной (генетической) ценности;

  • расширения породного состава разводимых пушно-меховых животных и зверей;

  • сохранения генофонда лисицы серебристой, песца и енотовидной собаки;

  • формирования племенной базы ценных видов рыб (осетровые, лососевые, сомовые и другие ценные виды рыб) в племенных хозяйствах;

  • проведения селекционно-племенной работы с отечественными породными линиями карпа;

  • повышения выживаемости на ранних стадиях личинок растительноядных и карповых рыб, использования линий новых генераций для племенного рыбоводства;

  • проведения иных мероприятий в области племенного дела в животноводстве.

ГЛАВА 21
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ ПОДПРОГРАММЫ

Финансирование мероприятий, указанных в приложении 8 к Государственной программе, будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

ГЛАВА 22
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ ПОДПРОГРАММЫ

Реализация настоящей подпрограммы будет способствовать увеличению численности поголовья коров молочных и специализированных мясных пород селекционных стад, чистопородных свиноматок, овцематок в племенных хозяйствах до 25 процентов к уровню 2015 года.


ПОДПРОГРАММА 10 
«РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ»

ГЛАВА 43
ХАРАКТЕРИСТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ ПОДПРОГРАММЫ

Настоящая подпрограмма направлена на создание условий для развития и поддержки малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве, к которым относятся:

  • микроорганизации и малые организации, основным видом деятельности которых является производство продукции сельского хозяйства (далее – организации малого агробизнеса);

  • личные подсобные хозяйства граждан, подсобные хозяйства граждан, занимающихся производством продукции сельского хозяйства с использованием земельных участков, предоставленных в соответствии с законодательством об охране и использовании земель (далее – хозяйства граждан);

  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы – некоммерческие организации, являющиеся добровольным объединением граждан либо граждан и юридических лиц в целях удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, занятых в производстве продукции сельского хозяйства.

В Республике Беларусь функционирует около 3 тыс. организаций малого агробизнеса. Основными представителями малого агробизнеса являются крестьянские (фермерские) хозяйства.

Крестьянские (фермерские) хозяйства имеют положительную динамику производства продукции сельского хозяйства. В течение 2010–2015 годов производство продукции сельского хозяйства в данном секторе аграрной экономики увеличилось в 2 раза. Вместе с тем удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в производстве продукции сельского хозяйства остается незначительным и составил в 2015 году около 2 процентов.

Развитие организаций малого агробизнеса следует рассматривать как одно из потенциальных направлений реализации частной инициативы, привлечения инвестиций в отечественное сельское хозяйство. В данном секторе аграрной экономики занято около 18 тыс. человек, из них в крестьянских (фермерских) хозяйствах – около 9 тыс. человек, что составляет 6 и 3 процента соответственно от среднесписочной численности работников, занятых в сельском хозяйстве республики.

В Республике Беларусь хозяйства граждан сохраняют свою значимость в производстве сельскохозяйственной продукции и обеспечении продовольственной безопасности государства. В этом секторе аграрной экономики производится более 20 процентов продукции сельского хозяйства, в том числе плодов и ягод – около 85 процентов, картофеля – 80 процентов, овощей – более 65 процентов, яиц – 27 процентов, молока, скота и птицы в живом весе – 6 процентов.

В условиях финансово-экономической нестабильности хозяйства граждан выступают в качестве стабилизаторов и дополнительных гарантов продовольственной безопасности, способны в короткие сроки, а также без существенных дополнительных инвестиционных вложений и государственной поддержки стабилизировать производство сельскохозяйственной продукции, улучшить положение и конъюнктуру продовольственного рынка.

В связи с развитием крупного товарного производства, сокращением численности сельского населения, улучшением обеспечения доступности сельских жителей к продовольствию хозяйствами граждан сокращаются объемы производства продукции сельского хозяйства. В последующие годы данная тенденция сохранится как объективный и вполне закономерный процесс, характерный для стран с развитой экономикой.

Хозяйства граждан имеют некоторые преимущества перед крупным товарным производством. Они более адаптированы и быстро реагируют на изменение конъюнктуры рынка, для них характерно более бережное отношение к средствам производства с высокой личной заинтересованностью в конечном результате. Ведение хозяйств граждан сглаживает социальную напряженность на селе, обеспечивает более эффективное производство в секторах, недоступных для крупного агробизнеса.

Кооперация имеет актуальное значение для развития прямых связей между малыми формами хозяйствования и поставщиками ресурсов, потребителями (покупателями) сельскохозяйственной продукции и продовольствия, что способствует снижению издержек производства и увеличению доходов участников кооперации.

В настоящее время в Республике Беларусь зарегистрированы и осуществляют деятельность пять сельскохозяйственных потребительских кооперативов, руководствующихся отдельными нормами гражданского законодательства и иными нормативными правовыми актами. Установление правового статуса сельскохозяйственных потребительских кооперативов предусмотрено в подпункте 36.1 пункта 36 Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205 «О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 46, 1/3636).

ГЛАВА 44
ЦЕЛЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ, ЗАДАЧА И МЕРОПРИЯТИЯ НАСТОЯЩЕЙ ПОДПРОГРАММЫ

Целевой показатель настоящей подпрограммы – индекс производства продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Для достижения данного целевого показателя необходимо решить задачу по увеличению объемов производства продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

В рамках решения этой задачи предусматривается реализация мероприятий согласно приложению 13. Кроме того, в ходе выполнения настоящей подпрограммы планируются:

  • развитие малого предпринимательства в сельском хозяйстве;

  • поддержка товарного производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах граждан;

  • стабилизация производства данной продукции в хозяйствах граждан;

  • развитие кооперации, установление правового статуса сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

  • прямое финансирование крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств республиканского бюджета в соответствии с законодательством;

  • удовлетворение потребностей граждан в товарах (работах, услугах) при производстве сельскохозяйственной продукции;

  • организация закупок и сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной в хозяйствах граждан;

  • оказание информационной поддержки через средства массовой информации, глобальную компьютерную сеть Интернет, а также посредством проведения семинаров, конференций и других мероприятий с участием представителей малых форм хозяйствования.

ГЛАВА 45
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ ПОДПРОГРАММЫ

Финансирование мероприятий, указанных в приложении 13 к Государственной программе, будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

ГЛАВА 46
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ ПОДПРОГРАММЫ

Реализация настоящей подпрограммы позволит к концу 2020 года:

  • создать дополнительно не менее 3,5 тыс. рабочих мест и увеличить списочную численность работников в крестьянских (фермерских) хозяйствах до 12,5 тыс. человек;

  • увеличить объемы производства продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2,8 раза к 2015 году и довести удельный вес ее стоимости до 4,5 процента в стоимости продукции сельского хозяйства всех категорий хозяйств;

  • стабилизировать производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах граждан;

  • создать организационно-правовые условия для развития сельскохозяйственных потребительских кооп

  • Наталья Пчелка это нравится




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных