Перейти к содержимому

Welcome to АгроФорум - форум фермеров Беларуси
Register now to gain access to all of our features. Once registered and logged in, you will be able to create topics, post replies to existing threads, give reputation to your fellow members, get your own private messenger, post status updates, manage your profile and so much more. This message will be removed once you have signed in.
Login to Account Create an Account
Фотография

Налоги КФХ, что и как платить.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

#1
Сергей Шошин

Сергей Шошин

    Руководитель и владелец проекта

  • МодераторыS
  • 3 466 сообщений
  • ГородСтудёнка,Смолевичский район,Минская обл.
Налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств
08.04.2003
 
В соответствии со ст.16 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в течение трех лет с момента регистрации такое хозяйство освобождается от уплаты всех видов налогов, кроме налога на доходы от несельскохозяйственной деятельности.

Поскольку названным Законом не установлен порядок целевого использования средств, высвобождающихся в связи с неуплатой налога, то освобождение производится без начисления НДС. Следовательно, в указанный период (в течение трех лет с момента регистрации) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами НДС не исчисляется и не уплачивается.

Согласно ст.15 Закона "О налоге на добавленную стоимость" суммы налога, уплаченные налогоплательщиками при приобретении либо при ввозе на таможенную территорию РБ сырья, материалов, топлива, комплектующих, полуфабрикатов, других товаров (работ, услуг), за исключением основных средств и нематериальных активов, относятся на затраты налогоплательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг) в случае использования приобретенных товаров (работ, услуг) для производства товаров (работ, услуг), операции по реализации которых в соответствии с законодательством освобождены от налогообложения.

Это положение Закона означает, что суммы НДС, уплаченные сельскохозяйственными организациями при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), должны относиться на затраты по производству освобождаемой от налога продукции.

Отметим, что ст.3 названного Закона предусмотрена возможность отказа налогоплательщика от освобождения НДС только по операциям, предусмотренным п.2 данной статьи, а деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств под действие этого пункта не подпадает.

Вместе с тем организации, приобретающие у крестьянских (фермерских) хозяйств сельхозпродукцию по цене без НДС и в этой связи не имеющие принимаемых к вычету сумм налога, при последующей реализации такой продукции обязаны исчислить и предъявить покупателю НДС, рассчитанный исходя из стоимости реализуемого товара и законодательно установленной ставки налога на этот товар.

Таким образом, крестьянские (фермерские) хозяйства не должны при отпуске как собственной, так и приобретенной на стороне продукции, исчислять НДС, выделять его суммы в товаросопроводительных документах и предъявлять их к оплате покупателям. Такие хозяйства не могут принимать к вычету суммы НДС, выделенные продавцами при приобретении товаров, работ (услуг), а относят их на увеличение стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг).

Обратим внимание, что фермерское хозяйство в течение трех лет с момента регистрации освобождается от уплаты следующих налогов: на недвижимость, за пользование природными ресурсами (экологического налога), за землю, на приобретение автотранспортных средств, с пользователей автомобильных дорог в дорожный фонд, чрезвычайного.

Согласно ст.ст.11 и 24 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" плательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, уплачивают едиными платежами целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, в размере 2,5% (далее -- целевые сборы) и отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей автомобильных дорог (далее -- республиканский единый платеж) в размере 2% выручки от реализации товаров, работ, услуг.

Названным Законом установлено, что освобождаются от уплаты указанных платежей юридические лица (в т.ч. крестьянские (фермерские) хозяйства) и их обособленные подразделения, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства, рыбоводства и пчеловодства, -- по этой деятельности.

Таким образом, при осуществлении крестьянским (фермерским) хозяйством других видов деятельности, кроме деятельности по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, хозяйство является плательщиком целевых сборов в размере 2,5% и республиканского единого платежа в размере 1% в части отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.

Автор публикации: Отдел методологии исчисления ресурсных платежей и отчислений в целевые бюджетные фонды МНС


Подробнее на сайте Экономической газеты:
https://neg.by/novos...-hozyajstv-2142

 

 



#2
Сергей Шошин

Сергей Шошин

    Руководитель и владелец проекта

  • МодераторыS
  • 3 466 сообщений
  • ГородСтудёнка,Смолевичский район,Минская обл.
Анищенко Н. Налогообложение фермерских хозяйств

Деятельность фермерских хозяйств по многим вопросам регулируется Законом РБ от 18.02.1991 № 611-XII "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в ред. Закона РБ от 19.07.2005 № 44-З) (далее – Закон). В частности, ст. 26 Закона определено, что налогообложение фермерских хозяйств осуществляется в соответствии с налоговым законодательством. Фермерские хозяйства имеют право перейти на уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции в соответствии с налоговым законодательством. 
В течение трех лет со дня государственной регистрации фермерское хозяйство освобождается от уплаты всех видов налогов в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства. 
Согласно действующему налоговому законодательству в Республике Беларусь установлен ряд налогов и сборов (пошлин), имеют место и отчисления в Фонд социальной защиты населения, а также применяется обязательное страхование от несчастных случаев на производстве. 
Фермерское хозяйство вправе при соблюдении определенных условий избрать один из трех возможных вариантов уплаты налогов: 
– общий порядок налогообложения; 
– упрощенную систему налогообложения; 
– единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции. 
Ниже рассмотрим порядок налогообложения в разрезе указанных вариантов. 

Общий порядок налогообложения 
Применяя общий порядок налогообложения, фермерские хозяйства могут воспользоваться следующими льготами: 

Особенности налогообложения Обоснование 1 2 Подоходный налог (Д-т 70 – К-т 68) Плательщиками подоходного налога с физических лиц являются физические лица, признаваемые таковыми в соответствии с п. 6 ст. 13 Общей части Налогового кодекса РБ.
Таким образом, фермерское хозяйство обязано исчислять и уплачивать подоходный налог с доходов, полученных в течение календарного года лицами, состоящими в трудовых и связанных с ними отношениях, т.е. с доходов членов фермерского хозяйства и наемных работников. Законодательством не предусмотрены какие-либо значительные льготы по подоходному налогу членов фермерского хозяйства ст. 1 Закона РБ от 21.12.1991 № 1327-ХII "О подоходном налоге с физических лиц" (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. Законом РБ от 12.07.2006 № 142-З) Обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения
(Д-т 20 и др. – К-т 69 и Д-т 70 – К-т 69)
Размеры обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) составляют для членов крестьянских (фермерских) хозяйств 25% (общий размер для работодателей – 29%).
Размер обязательных страховых взносов по страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, смерти застрахованного или члена его семьи (социальное страхование) для членов крестьянских (фермерских) хозяйств составляет 6% ст. 3 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-ХIII "Об обязательных страховых взносах в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. Законом РБ от 18.07.2006 № 155-З) Страхование от несчастных случаев на производстве
(Д-т 20 и др. – К-т 76)
Обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежит жизнь или здоровье граждан, в т.ч. выполняющих работу на основании трудового договора (контракта); работающих по гражданско-правовому договору на территории страхователя и действующих под контролем страхователя за безопасным ведением работ либо действующих под контролем страхователя за безопасным ведением работ вне территории страхователя; 
выполняющих работу на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм. 
Страхователям, занятым производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50% от общего объема произведенной продукции, предоставляется льгота по уплате страхового взноса в размере 50% от страхового тарифа п. 244 Указа Президента РБ от 25.08.2006 № 530 "О страховой деятельности" Налог на землю
(Д-т 20 и др. – К-т 68)
Земельным налогом не облагаются крестьянские (фермерские) хозяйства в течение трех лет с момента их регистрации абз. 5 ч. 1 ст. 18 Закона РБ от 18.12.1991 № 1314-XII "О платежах за землю" (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. Законом РБ от 19.06.2006 № 128-З); 
под. 41.8 п. 41 Инструкции о порядке исчисления и уплаты платежей за землю юридическими лицами, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.01.2004 № 21 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением МНС РБ от 31.07.2006 № 81) Чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости
(Д-т 20 и др. – К-т 68)
Освобождаются от чрезвычайного налога и отчислений (чрезвычайный налог и отчисления не начисляются и не уплачиваются) организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства, рыбоводства, пчеловодства и продуктов детского питания, – в части фонда заработной платы, исчисленного по этой деятельности абз. 4 под. 2.1 п. 2 ст. 5 Закона РБ от 31.12.2005 № 81-З "О бюджете Республики Беларусь на 2006 год" (с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента РБ от 05.10.2006 № 594); 
подп. 13.4 п. 13 Инструкции о порядке реализации взимания чрезвычайного налога для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости в 2006 году, утвержденной постановлением МНС РБ от 28.01.2006 № 13 Налог за использование природных ресурсов (экологический налог)
(Д-т 20 и др. – К-т 68)
Производители сельскохозяйственной продукции, перешедшие на уплату единого налога в соответствии с Де-кретом Президента РБ от 13.07.1999 № 27 "О введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции", налог за использование природных ресурсов (экологический налог) не уплачивают п. 7 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога за использование природных ресурсов (экологического налога), утвержденной постановлением МНС РБ от 16.03.2005 № 36 (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. постановлением МНС РБ от 06.06.2006 № 66) В соответствии со ст. 26 Закона РБ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в течение трех лет со дня государственной регистрации крестьянское (фермерское) хозяйство освобождается от уплаты всех видов налогов в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), растениеводства и пчеловодства п. 25 Инструкции № 36 Налог за использование природных ресурсов (экологический налог), в частности, за воду, забираемую организациями и их обособленными подразделениями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по производству продукции рыбоводства, отпущенную организациям для производства продукции животноводства и растениеводства, взимается в следующем размере: 
– за воду, отпускаемую, забираемую из поверхностных источников, – 0,48 руб./т; 
– за воду, отпускаемую, забираемую из подземных источников, – 0,73 руб./т Указ Президента РБ от 15.06.2005 № 275 "О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания" (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. Указом Президента РБ от 18.04.2006 № 247) Налог на приобретение автомобильных транспортных средств
(Д-т 08 – К-т 68)
От уплаты налога на приобретение автомобильных транспортных средств освобождаются производители сельскохозяйственной продукции (занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, обособленные подразделения юридических лиц), крестьянские (фермерские) хозяйства абз. 4 ч. 5 ст. 9 Закона РБ от 23.12.1991 № 1339-ХII "О дорожных фондах в Республике Беларусь" (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РБ от 31.12.2005 № 80-З); 
п. 12.3 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в республиканский дорожный фонд налога на приобретение автомобильных транспортных средств, утвержденной постановлением МНС РБ от 29.03.2002 № 38 (с изменения и дополнениями, внесенными постановлением МНС РБ от 20.01.2006 № 7) Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей автомобильных дорог
(Д-т 90, 91 – К-т 68)
Освобождаются от исчисления и уплаты целевых платежей организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства, рыбоводства, пчеловодства и продуктов детского питания, – в части выручки от этой деятельности абз. 2 подп. 3.1 п. 3 ст. 9 Закона РБ "О бюджете Республики Беларусь на 2006 год";
подп. 14.1 п. 14 Инструкции о порядке реализации взимания сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог в 2006 году, утвержденной постановлением МНС РБ от 23.01.2006 № 8 Налог на добавленную стоимость
(Д-т 18, 90 и др. – К-т 68)
Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, определенные п. 2 ст. 13 Общей части Налогового кодекса, а именно: юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы. Таким образом, крестьянские (фермерские) хозяйства являются плательщиками налога на добавленную стоимость, т.е. при реализации товаров (работ, услуг) как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределы они обязаны исчислять и уплачивать НДС п. 1 ст. 1 Закона РБ от 19.12.1991 № 1319-XII "О налоге на добавленную стоимость" Налогообложение при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (кроме цветов, декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства производится по ставке 10%. Работы и услуги по доработке (не изменяется код ТН ВЭД на уровне первых четырех знаков) этой продукции до требуемого качества также облагаются по ставке 10% подп. 15.2.1 п. 15 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.01.2004 № 16 (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. постановлением МНС РБ от 25.07.2006 № 78) Налог на недвижимость
(Д-т 99 – К-т 68)
Освобождаются от обложения налогом участвующие в предпринимательской деятельности основные средства сельскохозяйственного назначения крестьянских (фермерских) хозяйств абз. 14 ст. 4 Закона РБ от 23.12.1991 № 1337-XII "О налоге на недвижимость";
подп. 14.10 п. 14 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на недвижимость организациями, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.01.2004 № 14 (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. постановлением МНС РБ от 14.08.2006 № 85) Налог на прибыль
(Д-т 99 – К-т 68)
Не облагается налогом прибыль фермерских хозяйств от реализации произведенной ими продукции растениеводства (кроме цветов, декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства п. 2 ст. 5 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-XII "О налогах на доходы и прибыль";
п. 48 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.01.2004 № 19 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением МНС РБ от 26.07.2006 № 80) В соответствии с Указом Президента РБ от 11.09.1998 № 443 "Об освобождении сельскохозяйственных предприятий от уплаты налогов в части безвозмездно полученных материально-технических и финансовых средств" крестьянские (фермерские) хозяйства освобождаются от уплаты налога в части безвозмездно полученных (в порядке оказания помощи) материально-технических и финансовых средств при условии направления этих средств на развитие сельскохозяйственного производства п. 49 Инструкции № 19

Упрощенная система налогообложения 
Несмотря на льготы по уплате налогов, предусмотренные при общем порядке налогообложения (см. выше), более выгодным для фермерского хозяйства признается использование особого режима налогообложения, т.е. специального порядка исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин). Фермерское хозяйство может избрать любой из двух видов особых режимов налогообложения: упрощенную систему налогообложения или единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции. 
Упрощенная система налогообложения применяется к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Законом РБ от 31.12.1997 № 121-З "Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства" (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. Законом РБ от 29.06.2006 № 137-З) и Методическими указаниями о порядке исчисления и внесения платежей в бюджет субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, утвержденными приказом ГНК РБ от 26.02.1999 № 24 (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. постановлением МНС РБ от 08.02.2005 № 21). 
Фермерские хозяйства имеют право перейти на уплату налогов по упрощенной системе, если среднемесячная численность их работников составляет до 15 человек (включая лиц, работающих по договорам подряда или иным договорам гражданско-правового характера, а также работающих в их филиалах либо иных обособленных подразделениях) и в течение двух кварталов, предшествующих кварталу, с которого они претендуют на применение указанной системы налогообложения, их ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышала размера 5000 базовых величин, установленных в данный период законодательством Республики Беларусь. 
При переходе на упрощенную систему налогообложения при этом сохраняется общий порядок уплаты следующих налогов, сборов и неналоговых платежей: 
а) акцизов; 
б) налога на доходы (для предприятий); 
в) налогов (пошлин, сборов), взимаемых таможенными органами (включая налог на добавленную стоимость и акцизы) при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь; 
г) налога за пользование природными ресурсами (экологический налог) в части платежей за перерасход природных ресурсов и за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду сверх утвержденных лимитов; 
д) государственных пошлин; 
е) лицензионных и регистрационных сборов; 
ж) обязательных взносов на государственное и социальное страхование; 
з) налога на приобретение автотранспортных средств, подлежащих обязательной регистрации в государственной автомобильной инспекции. 
Фермерские хозяйства, применяющие упрощенную систему налогообложения, при выплате заработной платы, а также других доходов обязаны удерживать налоги с перечисляемых сумм в соответствии с законодательством. 
Ставка налога при упрощенной системе налогообложения устанавливается в размере 10% от валовой выручки, определяемой как сумма выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций. 
Документом, удостоверяющим право применения упрощенной системы налогообложения, является патент. Патент выдается налоговым органом по месту регистрации фермерского хозяйства в качестве налогоплательщика на основании его письменного заявления. Годовая стоимость патента устанавливается Советом Министров РБ в зависимости от вида экономической деятельности налогоплательщика. Нормативы годовой стоимости патентов определены постановлением Совета Министров РБ от 27.08.2005 № 943 "Об установлении нормативов годовой стоимости патента". 

Единый налог для производителей 
сельскохозяйственной продукции
 
Декрет Президента РБ от 13.07.1999 № 27 "О введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции" (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. Декретом Президента РБ от 18.10.2006 № 17) предоставил право производителям сельскохозяйственной продукции перейти на уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции. Положения данного Декрета разъяснены в Методических указаниях о порядке исчисления и уплаты единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, утвержденных приказом ГНК РБ от 14.09.1999 № 230 (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. постановлением МНС РБ от 17.05.2005 № 51). 
Право перейти на уплату единого налога предоставляется организациям, у которых есть филиалы или иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо другой банковский счет, и выручка которых от реализации произведенной продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 70% выручки, исчисленной от всей деятельности (но не более чем за предыдущий финансовый (бюджетный) год) филиала или иного обособленного подразделения, а также другим производителям сельскохозяйственной продукции, у которых выручка от реализации произведенной ими продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 70% общей выручки этих организаций за предыдущий финансовый (бюджетный) год. 
Объектом обложения единым налогом для производителей сельскохозяйственной продукции является валовая выручка, определяемая как сумма средств от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций. 
В валовую выручку для целей налогообложения не включается выручка крестьянских (фермерских) хозяйств, полученная в течение трех лет с момента их регистрации от реализации произведенной этими хозяйствами продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства. 
Ставка единого налога – 2%. 
Уплата единого налога заменяет уплату всей совокупности налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость, налога на доходы в виде дивидендов и приравненных к ним доходов, государственных пошлин, лицензионных и регистрационных сборов, обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Минтруда, отчислений в государственный целевой бюджетный фонд содействия занятости (фермерские хозяйства освобождаются от обязательных отчислений в фонд содействия занятости – в части фонда заработной платы, исчисленной по деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства, рыбоводства, пчеловодства), а также таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь. 
С заработной платы, выплачиваемой физическим лицам, фермерское хозяйство обязано удерживать налоги в соответствии с законодательством. 
При совершении фермерским хозяйством операций с ценными бумагами доходы от этих операций подлежат налогообложению в порядке, установленном Декретом Президента РБ от 23.12.1999 № 43 "О налогообложении доходов, полученных в отдельных сферах деятельности" (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. Декретом Президента РБ от 21.02.2006 № 3).

Нина Анищенко, экономист



#3
Сергей Шошин

Сергей Шошин

    Руководитель и владелец проекта

  • МодераторыS
  • 3 466 сообщений
  • ГородСтудёнка,Смолевичский район,Минская обл.
О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ КРЕСТЬЯНСКИХ
(ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ

В.А.ЕГОРОВ, заместитель
начальника главного управления
методологии налогообложения
организаций МНС

Крестьянские (фермерские) хозяйства пользуются в Республики
Беларусь многочисленными налоговыми льготами, которые можно условно
разделить на три группы, представляющие собой три льготных режима
налогообложения:
1) льготы по налогам, предоставленные Законом от 18 февраля
1991 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Закон);
2) возможность перейти на уплату единого налога для
производителей сельскохозяйственной продукции;
3) при исчислении налогов и сборов в общем порядке - льготы,
предоставленные налоговым законодательством производителям
сельскохозяйственной продукции.
Крестьянские (фермерские) хозяйства могут применять несколько
льготных режимов налогообложения одновременно (например, по налогам
пользоваться льготами, установленными Законом, а по сборам и другим
платежам в бюджет - льготами, предоставленными производителям
сельскохозяйственной продукции конкретными законодательными актами).

Льготы по налогам, предоставленные Законом

Согласно ст. 16 Закона в течение трех лет с момента
регистрации крестьянское хозяйство освобождается от уплаты всех
видов налогов, кроме налога на доходы от несельскохозяйственной
деятельности.
Следует учитывать, что Закон, освобождая от уплаты налогов, не
освобождает крестьянские (фермерские) хозяйства от уплаты сборов и
других обязательных платежей в бюджет.
Эта норма Закона нашла свое отражение в инструкциях
Министерства по налогам и сборам.
Так, в подпункте 41.8 п. 41 Инструкции о порядке исчисления и
уплаты платежей за землю юридическими лицами, утвержденной
постановлением Министерства по налогам и сборам от 31 января 2004 г.
№ 21, указано, что земельным налогом не облагаются земли
крестьянских (фермерских) хозяйств в течение трех лет с момента их
регистрации.
В подпункте 17.7 п. 17 Инструкции о порядке исчисления, сроках
уплаты и представления налоговым органам налоговых деклараций
(расчетов) о суммах исчисленных сбора в республиканский фонд
поддержки производителей сельскохозяйственной продукции,
продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей
автомобильных дорог в дорожные фонды в 2004 году, утвержденной
постановлением Министерства по налогам и сборам от 29 марта 2004 г.
№ 48, разъясняется, что освобождаются только от налога с
пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды (при применении
льготы налог с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды не
начисляется и не уплачивается) крестьянские (фермерские) хозяйства в
течение трех лет с момента регистрации, кроме налога на доходы от
несельскохозяйственной деятельности, в соответствии со ст. 16
Закона.
Что касается сбора в республиканский фонд поддержки
производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и
аграрной науки, то крестьянские (фермерские) хозяйства могут
воспользоваться льготой, предоставленной п. 2 ст. 24 Закона от 29
декабря 2003 г. «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» для
организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность цо
производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных
растений), животноводства, рыбоводства и пчеловодства.

Единый налог для производителей
сельскохозяйственной продукции

В целях упрощения порядка исчисления и уплаты платежей в
бюджет сельскохозяйственными предприятиями Декретом Президента от 13
июля 1999 г. № 27 в Республике Беларусь установлен единый налог для
производителей сельскохозяйственной продукции.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, у которых выручка от
реализации произведенной ими продукции растениеводства (кроме цветов
и декоративных растений), животноводства (кроме пушного
звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 70
процентов общей выручки за предыдущий финансовый (бюджетный) год,
имеют право перейти на уплату единого налога.
На вновь созданные крестьянские (фермерские) хозяйства это
условие не распространяется. Они имеют право перейти на уплату
единого налога сразу после государственной регистрации при условии
подачи соответствующего заявления и необходимых сведений.
Уплата единого налога заменяет уплату многих налогов, сборов
(пошлин). Однако крестьянские (фермерские) хозяйства, перешедшие на
уплату единого налога, продолжают в общеустановленном порядке
исчислять и уплачивать акцизы, налог на добавленную стоимость, налог
на доходы в виде дивидендов и приравненных к ним доходов,
государственные пошлины, лицензионные и регистрационные сборы,
обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения
Министерства труда и социальной защиты, отчисления в государственный
целевой бюджетный фонд содействия занятости, а также таможенные
платежи при ввозе товаров на таможенную территорию Республики
Беларусь.
Крестьянские (фермерские) хозяйства при выплате заработной
платы физическим лицам, а также других доходов физическим и
юридическим лицам обязаны удерживать налоги с выплачиваемых сумм
в соответствии с законодательством.
При совершении крестьянскими (фермерскими) хозяйствами
операций с ценными бумагами доходы от этих операций подлежат
налогообложению в порядке, установленном Декретом Президента от 23
декабря 1999 г. № 43 «О налогообложении доходов, полученных в
отдельных сферах деятельности».
Ставка единого налога установлена в размере 2 процентов от
валовой выручки, которая определяется как сумма средств от
реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и
доходов от внереализационных операций.
При определении валовой выручки, облагаемой единым налогом, по
крестьянским (фермерским) хозяйствам не учитывается выручка от
реализации продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных
растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства
и пчеловодства, произведенной этими хозяйствами в течение трех лет с
момента их регистрации.
Более подробно единый налог для производителей
сельскохозяйственной продукции рассмотрен в методических указаниях
«О порядке исчисления и уплаты единого налога для производителей
сельскохозяйственной продукции», утвержденных приказом
Государственного налогового комитета от 14 сентября 1999 г. № 230.

Льготы по налогам, сборам и другим платежам
в бюджет, предоставленные налоговым законодательством
производителям сельскохозяйственной продукции

Налог на прибыль

Согласно п. 12 ст. 5 Закона от 22 декабря 1991 г. «О налогах
на доходы и прибыль» освобождаются от уплаты налога на прибыль
крестьянские (фермерские) хозяйства по реализации произведенной ими
продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений),
животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и
пчеловодства.
Указом Президента от 11 сентября 1998 г. № 443 «Об
освобождении сельскохозяйственных предприятий от уплаты налогов в
части безвозмездно полученных материально-технических и финансовых
средств», принятым в целях оказания помощи сельскохозяйственным
предприятиям в проведении сезонных сельскохозяйственных работ,
строительстве жилых помещений, ремонте техники, крестьянские
(фермерские) хозяйства освобождены от уплаты налогов в части
безвозмездно полученных (в порядке оказания помощи) материально-
технических и финансовых средств при условии направления этих
средств на развитие сельскохозяйственного производства.
Средства, использованные не по целевому назначению, подлежат
налогообложению в установленном порядке.
Согласно п. 2 Положения о порядке и сроках уплаты налогов на
доходы и прибыль, утвержденного постановлением Совета Министров от
12 мая 2004 г. № 551, налог на прибыль, получаемую от реализации
цветов и декоративных растений, продукции пушного звероводства,
уплачивается не позднее 15-го числа каждого месяца крестьянскими
(фермерскими) хозяйствами авансовыми платежами в размере 1/3
квартальной плановой суммы налога.
Уплата налога на прибыль за полугодие указанными хозяйствами
производится исходя из выручки, полученной от реализации цветов и
декоративных растений, продукции пушного звероводства, за
исключением налогов и отчислений, уплачиваемых из выручки, и
плановых затрат на производство.
Крестьянские (фермерские) хозяйства представляют в налоговые
органы по месту постановки на учет расчеты плановой суммы налога на
прибыль в двух экземплярах, а в случае изменения плана прибыли и
суммы налога - в пятидневный срок уточненную налоговую декларацию
(расчет) по налогу на прибыль.

Налог на добавленную стоимость

Согласно подпункту 1.2.1 п. 1 ст. 11 Закона от 19 декабря 1991
г. «О налоге на добавленную стоимость» по ставке 10 процентов
производится налогообложение при реализации производимой на
территории Республики Беларусь продукции растениеводства (кроме
цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного
звероводства), рыбоводства и пчеловодства.

Налог на недвижимость

В соответствии со ст. 4 Закона от 23 декабря 1991 г. «О налоге
на недвижимость» освобождаются от обложения налогом на недвижимость
участвующие в предпринимательской деятельности основные средства
сельскохозяйственного назначения крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно подпункту 14.10 п. 14 Инструкции о порядке исчисления
и уплаты налога на недвижимость организациями, утвержденной
постановлением Министерства по налогам и сборам от 31 января 2004 г.
№ 14, при определении основных средств сельскохозяйственного
назначения следует руководствоваться Классификацией основных фондов
(основных средств) совхозов, колхозов, межколхозных и других
сельскохозяйственных предприятий и организаций, утвержденной ЦСУ
СССР 17 мая 1971 г., в соответствии с которой основные фонды
совхозов, колхозов, межколхозных и других сельскохозяйственных
предприятий и организаций в учете и отчетности распределяются
(группируются) по соответствующим отраслям народного хозяйства и
видам деятельности.
При распределении основных средств по отраслям народного
хозяйства и видам деятельности следует исходить из того положения,
что основные средства должны относиться к той отрасли народного
хозяйства и виду деятельности, к которым отнесена выработанная с
участием этих средств продукция сельского хозяйства.
В отрасли «Сельское хозяйство» выделяются основные средства,
относящиеся к растениеводству, животноводству и средствам общего
назначения.

Платежи за землю

В соответствии со ст. 8 Закона от 18 декабря 1991 г. «О
платежах за землю» организации земельный налог на земли
сельскохозяйственного назначения (пашня, земельные участки, занятые
многолетними плодовыми насаждениями, сенокосы и пастбища) при
наличии кадастровой оценки определяют по ставкам, установленным в
зависимости от кадастровой оценки земель, а на земельные участки,
занятые зданиями, сооружениями и другими объектами, - в размере 892
рубля за гектар. При отсутствии кадастровой оценки земельного
участка земельный налог исчисляется по средним ставкам земельного
налога по районам Республики Беларусь.
Земельные участки, входящие в состав земель лесного и водного
фондов, предоставленные для использования в сельскохозяйственных
целях, подлежат налогообложению как земли сельскохозяйственного
назначения.
Статьей 17 указанного Закона предусмотрено, что плата не
взимается за земли сельскохозяйственного назначения, подвергшиеся
радиоактивному загрязнению, на которых введены ограничения по
ведению сельского хозяйства. Имеются в виду согласно Закону от 12
ноября 1991 г. «О правовом режиме территорий, подвергшихся
радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской
АЭС» территории с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-
137 либо стронция-90 или плутония-238, 239, 240 соответственно 1,0;
0,15; 0,01 Ки/кв.км и более, а также территории, на которых
невозможно получение продукции, содержание радионуклидов в которой
не превышает республиканских допустимых уровней.

Налог за использование природных
ресурсов (экологический налог)

Согласно ст. 4 Закона от 23 декабря 1991 г. «О налоге за
использование природных ресурсов (экологический налог)» за воду,
забираемую организациями и их обособленными подразделениями,
осуществляющими предпринимательскую деятельность по производству
продукции рыбоводства, отпущенную организациям и физическим лицам
для производства продукции животноводства и растениеводства, налог
взимается в размере, не превышающем 5 процентов от ставки налога,
установленной для других пользователей.

Сбор в республиканский фонд поддержки производителей
сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной
науки и налог с пользователей автомобильных дорог в
дорожные фонды.
Целевые сборы, уплачиваемые из выручки
единым платежом в местные бюджеты

Согласно п. 5 ст. 11 и п. 2 ст. 24 Закона «О бюджете
Республики Беларусь на 2004 год» освобождаются в 2004 году от
указанных платежей организации, осуществляющие предпринимательскую
деятельность по производству продукции растениеводства (кроме цветов
и декоративных растений), животноводства, рыбоводства и
пчеловодства, - по этой деятельности.

Чрезвычайный налог и обязательные отчисления
в государственный фонд содействия занятости,
уплачиваемые единым платежом

Согласно п. 2 ст. 6 Закона «О бюджете Республики Беларусь на
2004 год» освобождаются в 2004 году от уплаты чрезвычайного налога и
обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости
организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность по
производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных
растений), животноводства, рыбоводства и пчеловодства, - за
указанную продукцию.

Налог на приобретение автомобильных
транспортных средств

Согласно ст. 9 Закона от 23 декабря 1991 г. «О дорожных фондах
в Республике Беларусь» в редакции от 29 декабря 2001 г. от уплаты
налога освобождаются производители сельскохозяйственной продукции.

Налог с продаж автомобильного топлива

Согласно ст. 8 Закона «О дорожных фондах в Республике
Беларусь» при приобретении автомобильного топлива производителями
сельскохозяйственной продукции 50 процентов уплаченного налога с
продаж автомобильного топлива подлежит возврату им из
республиканского дорожного фонда в порядке, устанавливаемом Советом
Министров. При этом под производителями сельскохозяйственной
продукции понимаются в том числе и крестьянские (фермерские)
хозяйства, занимающиеся производством сельскохозяйственной
продукции.
С 1 января 2004 г. возврат 50 процентов уплаченного налога с
продаж автомобильного топлива не производится при его приобретении
за счет средств бюджета или создаваемых в соответствии с
законодательством Республики Беларусь фондов.

(Согласовано: Е.Ф.ГЕРШТЕЙН,
начальник главного управления
методологии налогообложения
организаций МНС)


15.11.2004 г.


Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, 2004 г., № 42, с.55

   




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных